Космонавт Волков

Космонавт Волков

Есть три космонавта с такой фамилией – погибший в 1971 году вместе с экипажем “Союза-11” Владислав Николаевич Волков и ныне здравствующие Александр Александрович Волков и сын его Сергей Александрович.


Первый космонавт Волков родился в 1935 году в Москве, в семье, тесно связанной с авиацией, что предопределило его будущий жизненный путь.


Военное детство, школа, поступление в МАИ в 1953-м, и – работа. В закрытом ОКБ-1, под руководством мало кому тогда известного академика Королёва. Это была эпоха, когда кардинально менялась техника – самолеты становились реактивными, паровой броненосный флот сменялся ракетоносцами, а в тиши лабораторий раскрывал свои тайны мирный атом, грозя в любую секунду превратиться в стратегический. А стратегическому оружию требовались средства доставки, причем безотказные и неуязвимые, позволяющие в любую погоду превратить миллионный город в оплавленные развалины.


Созданием их и занималось конструкторское бюро Королёва, организация, всей остальной стране известная только как почтовый ящик номер 651. Начав с пусков трофейных ФАУ-2, через 10 лет конструкторы наглядно продемонстрировали свои возможности, выведя в космос первый искусственный спутник Земли.


Несложный пересчет параметров носителя позволял любому вероятному противнику сделать вывод о том, что ракета, доставившая спутник на орбиту, вполне способна доставить и термоядерную боеголовку в его столицу, поэтому без особой необходимости Третью мировую войну лучше не начинать.


Все расчеты и построения тогда выполнялись карандашом, механическим арифмометром и логарифмической линейкой – цифровые вычислительные машины в мире можно было пересчитать по пальцам.


Начав работу техником 10-го отдела, будущий космонавт Волков стал затем конструктором-компоновщиком. Его карандашу и туши принадлежат чертежи ракеты-носителя “Восход”, выведшей в космос Гагарина, и чисто военного “изделия 8К75” - межконтинентальной баллистической ракеты, базировавшейся тоже на Байконуре.


В космос, к смерти и славе, ему открыло дорогу решение Политбюро ЦК КПСС о создании многоместного космического корабля. Поскольку стало известно, что США создают свой многоместный корабль – “Джемини”, Королёву была поставлена задача любой ценой их опередить. Работа над изначально многоместным “Союзом” продвигалась крайне медленно, поэтому под давлением правительственной комиссии Генеральный конструктор принял решение о переделке проекта уже летавшего “Востока” в многоместный корабль. Волков был лично причастен к этому процессу – работал заместителем ведущего конструктора “Восхода”.


Обязательным требованием к создаваемому кораблю было наличие в составе его экипажа представителей нелетных специальностей – учёных, врачей и инженеров. По каждой из них был организован целевой набор, предъявлявший жесткие требования к тысячам добровольцев. После приказа о включении в состав отряда инженеров специалистов из ОКБ-1 подал свое заявление и Волков. Надо отметить, что сам проект “Восхода” был достаточно рискованным, в частности в течение первых сорока секунд после старта исключалось спасение космонавтов при аварии, и кому как не его конструктору было лучше всех знать об этом. Тем не менее “Восходы” оказались удачными и выход человека в открытый космос был впервые произведен именно с них.


Но так сложилось, что оба раза Волкову летать довелось на другом корабле – том самом “Союзе”, который через семь лет после начала проектных работ уже успел три раза неудачно слетать беспилотно и на четвертый – принять первую человеческую жертву – космонавта Владимира Комарова. С. П. Королёва к этому времени уже не стало, и кто знает, выпустил бы он в космос такое изделие, будь он жив.


“Союзы” вроде бы после первых пусков тоже стали безопасными аппаратами – несколько последующих пусков обходились только мелкими неполадками, и казалось, что скоро полеты будут происходить и без них. С 1966 по 1968 годы В. Н. Волков приступил к тренировкам по специальности бортинженера кораблей “Союз”, а 12 октября 1969 года состоялся его первый полёт в космос совместно с А. В. Филипченко и В.В. Горбатко на корабле “Союз-7”. Не обошлось без происшествий и здесь – запланированная стыковка с “Союзом-8” не состоялась из-за отказа системы стыковки “Игла” на последнем, но всё же 17 октября космонавты смогли благополучно вернуться на Землю. В отличие от следующего полёта.


К этому времени СССР проиграл “лунную гонку” и усилия преемника Королёва – В. П. Мишина были направлены на достижение превосходства над США в “ближнем космосе” – аппаратах, размещенных на орбите Земли. В 1971 году была выведена на орбиту первая, как тогда говорили, долговременная орбитальная станция (ДОС) “Салют”, а “Союзы” стали рассматриваться в том качестве, в каком они используются и поныне – одноразовых средств доставки и эвакуации экспедиций на орбитальную станцию и с неё.


Первая экспедиция к новой станции также не удалась – несмотря на то, что стыковка “Союза-11” с Шаталовым, Елисеевым и Рукавишниковым на борту с “Салютом” состоялась, космонавты 5 часов не могли открыть переходный люк и в итоге им пришлось отстыковаться.


Следующая, “первая основная”, экспедиция, бортинженером которой был Волков, состоялась 6 июня 1971 года. Остальными участниками были летчики-космонавты Георгий Добровольский (командир) и Виктор Пацаев. Поначалу всё шло как нельзя лучше: старт, успешная стыковка, проникновение на борт 4 месяца пустующей станции, насыщенная научная программа. К которой, впрочем, необходимо добавить колоссальный труд по приведению станции в пригодный для жизни вид, регенерацию питьевой воды из, официальным языком, продуктов жизнедеятельности организма, отсутствие возможности переодеться или побриться, не говоря уже о том, чтобы принять душ. Возник и конфликт – в дневнике Добровольского нашли лаконичную запись о “психологической несовместимости” его экипажа. Но на сеансах связи с Центром управления полетом ответ был один – самочувствие отличное, полет проходит нормально. Впрочем, так было принято не только в космосе.


Следующее происшествие скрыть от ЦУП-а не удалось: на борту возник пожар. В крохотном объеме, в котором воздух многократно регенерируется, очищаясь от выдыхаемого углекислого газа, возгорание ставит вопрос только о выживании экипажа – немедленной эвакуации. Но космонавты совершили невозможное – нашли источник возгорания (им оказались замкнувшиеся силовые кабели), устранили его и продолжили полет, чем спасли свою станцию. Но не себя.


30 июня 1971 года, выполнив программу экспедиции, экипаж покинул станцию и перешел на борт “Союза-11”, готовясь к заключительному этапу – посадке. Всё шло нормально, связь с землей поддерживалась до самого выхода на траекторию баллистического спуска, садящийся на парашютной системе спускаемый аппарат был одновременно обнаружен несколькими поисковыми группами. А космонавты были в это время уже мертвы, сидя, как будто уснув, в своих креслах. Так их и нашли – Добровольского со снятыми ремнями безопасности и остальных – с отстегнутыми. Как показало изучение показаний бортовых самописцев, за 42 секунды давление в капсуле упало до нуля, произошло это на высоте 150 километров, сразу после отделения спускаемого аппарата от корабля. Причиной был затянутый монтажниками с недостаточным усилием вентиляционный клапан, который открылся от перегрузки. Все потеряли сознание до того, как смогли найти место утечки, смерть наступила от остановки сердца. Тела, извлекаемые из корабля, были еще теплые…


Волков, Пацаев и Добровольский стали последними советскими космонавтами, погибшими в космосе. После распада СССР, несмотря на многочисленные аварии с аппаратами Роскосмоса и человеческие жертвы в РВСН, трагедий в космосе, связанных с гражданами России и стран СНГ, нет до сих пор.


Второй космонавт Волков родился в 1948 году в городе Горловка Донецкой области. Как и большинство его коллег по Звёздному городку, он – летчик-космонавт. Выпускник Харьковского высшего военно-авиационного училища летчиков, в дальнейшем – летчик первого класса и летчик-испытатель второго класса.


В отряд космонавтов А. А. Волков поступил в 1976 году. К этому времени надежность космической техники существенно повысилась, холодная война между СССР и США понемногу пошла на спад, а о полетах к Луне обе сверхдержавы забыли до настоящего времени. Орбитальные станции стали больше и комфортнее, “Союзы” неоднократно модернизировали, и поэтому первый полет Волкова, который он совершил 17 сентября 1985 года совместно с В.В. Васютиным и Г.М. Гречко на станцию “Салют-7”, продолжался 64 дня.


Второй полет был уже на новую станцию “Мир” и в составе интернационального экипажа – вместе с командиром Волковым и С. К. Крикалевым на борту “Союза ТМ-7” находился гражданин Франции Жан-Лу Кретьен. На станции уже работали В. Г. Титов, М. Х. Манаров и В. В. Поляков. На этот раз космонавт Волков пробыл вне Земли 151 день и совершил 5-часовой выход в открытый космос.


Третья и последняя экспедиция с его участием состоялась 2 октября 1991 года – уже после распада СССР. В состав экипажа “Союза ТМ-13”, осуществившего стыковку с “Миром” входили Т. О. Аубакиров (Казахстан) и Франц Фибёк (Австрия). На станции их ждали А. П. Арцебарский и С. К. Крикалёв. Экспедиция продлилась 175 суток в ходе которой Волков снова выходил в открытый космос, пробыв там 4 часа 12 минут.


В дальнейшем А. А. Волков получил воинское звание полковника, вышел в запас, стал президентом компании “Муз-ТВ” и с 2009 года работает главой администрации Звёздного городка.


Третий космонавт Волков – сын второго. Это первая в истории “космическая династия”.


С. А. Волков родился в 1973 году в городе Чугуев Харьковской области. Окончив школу в Звёздном городке в 1990 году, будущий космонавт поступил в Тамбовское высшее военное авиационное училище летчиков имени Марины Расковой и к 1996 году стал военным летчиком третьего класса. Летал помощником командира ИЛ-76 и других типов самолетов. К настоящему времени полковник ВС РФ.


Его космическая деятельность относится уже к постсоветскому этапу космонавтики, которая стала международной. В отряде космонавтов Волков с 1997 года, летал на Международную космическую станцию в 2008 году в составе 17-й экспедиции, как и все остальные Волковы – на корабле “Союз”. Вместе с ним на станции работали Сергей Кононенко и гражданка Южной Кореи Ли Со Ён. Во время своего первого полета С. А. Волков дважды выходил в открытый космос, проведя за бортом станции свыше 6-ти часов.


В настоящее время Сергей Волков – командир экипажа МКС. Он находится там в составе миссии “Союз ТМА-02М” вместе с бортинженерами Эдвардом Фоссумом ( NASA, США) и Сатоси Фурукава (JAXA, Япония).


Статьи по теме:

  1. Космонавты СССР

    Космонавты СССР Через 50 лет после освоения человеком космоса хотелось бы напомнить о летчиках-космонавтах, которые заслуживают должного внимания. Гагарин Юрий Алексеевич. Родился 9марта в 1934году в г.Гжатск, который впоследствии переименовали в Гагарин. В 1951году окончил с отличием ремесленное училище по специальности литейщик-формовщик.

  2. Первые космонавты

    Первые космонавты Перед началом подготовок людей для полетов в космос, специалисты проводили отбор будущих космонавтов. По требованиям медицинской комиссии необходимо было найти опытных, абсолютно здоровых, молодых, профессионально перспективных, худых и невысоких летчиков-истребителей. Только с такими характеристиками будущий космонавт мог бы поместиться в корабле Восток, ввиду того, что ракета, на которой предполагалось лететь, спроектирована была для отправки до США ядерной боеголовки.

  3. Космонавт Титов

    Космонавт Титов Владимир Георгиевич Титов родился 1 января 1947 года в Читинской области в г.Сретенск. В 1965 году окончил одиннадцать классов, а в июне 1966 года – пошел служить в ряды Советской Армии.

Социальные закладки:

Комментарии к этой заметке больше не принимаются.



Рейтинг популярности - на эти заметки чаще всего ссылаются:

WalkSpace.Ru | Космонавты