Почему падают российские ракеты?

В четверг в результате отказа двигателя третьей ступени ракеты-носителя "Союз-У" потерпел аварию грузовой автоматический корабль "Прогресс". Он упал в районе Горного Алтая, не причинив жертв и разрушений. После этой аварии в России и за ее пределами стали все чаще задаваться вопросом: в чем причина того, что аварии в российской космонавтике за последнее время участились?


В интервью Русской службе Би-би-си Игорь Лисов,редактор и обозреватель журнала "Новости космонавтики" подчеркнул, что на самом деле речь идет о довольно надежной космической технике. Игорь Лисов: Это, действительно, первый случай, когда "Прогресс" не долетел до орбиты и не выполнил своей задачи. До сих пор это был чрезвычайно успешный корабль, он совершил более 100 успешных рейсов подряд. В космической технике абсолютной надежности не бывает, и для каждой конкретной задачи выбирается конкретный уровень надежности.


Одно дело, если вы запускаете спутник, другое - если запускаете человека. При запуске беспилотных аппаратов в какой-то момент затраты на обеспечение надежности начинают превышать убытки от возможной аварии. Прогресс" как раз и летал на этой грани, и летал вполне успешно.


Кстати, "Прогресс" ни в чем не виноват, речь идет об аварии ракеты-носителя "Союз-У", ее третьей ступени. Опять же, эта ракета считается одной из самых надежных в мире. Она совершила более 750 полетов, и потерпела аварию в 20 случаях. Би-би-си: Но ведь это уже четвертая авария за последние полгода в российской космонавтике И.Л.: Во всех случаях имели место разные отказы на разных изделиях. Тут дело в двух вещах.


Во-первых, если теряется контроль качества, если люди перестают болеть душой за то, что они делают, то, к сожалению, могут быть ошибки, которые приводят к авариям. Космическая техника - очень строгая вещь, и очень часто небольшой ошибки оказывается достаточно для гибели ракеты.


С другой стороны, есть вещи, которые на уровне разработки не доведены до конца. Например, "Бриз-М", который не вывел на орбиту спутник "Экспресс-4М", в принципе в девяти случаях из 10 срабатывает очень хорошо. Но в одном случае с ним могут происходить неожиданные вещи.


Причем в таких случаях очень часто с ним отсутствует связь и о том, что случилось на его борту, приходится судить лишь по косвенным признакам. Би-би-си: А что сейчас происходит с контролем качества? Как он изменился? И.Л.: В космической промышленности всегда работала военная приемка.


Это был очень строгий контроль, но достаточно ограниченный по объему. Военпреды проверяли соответствие каждого выпущенного изделия документации на него. Если документация содержала ошибки, они оказывались бессильными. Проблема в том, что во многих случаях начинают летать и эксплуатироваться изделия, которые до конца не доведены.


Это происходит из-за того, что космическая отрасль не может опираться, как это было в советское время, на лучших из лучших. На это просто не хватает средств. Тот уровень зарплат, который существует в отрасли, особенно в Москве и Подмосковье, может привлечь либо фанатиков, либо троечников. К сожалению, фанатиков очень мало, а троечники хорошую вещь не сделают.


Руководство страны эту проблему сознает не до конца. Би-би-си: Не идет ли вообще речь о закате космонавтики в мировом масштабе? Дело в том, что в настоящее время программа пилотируемых полетов не имеет обоснования. Либо мы хотим лететь осваивать Солнечную систему, начиная с создания постоянной базы на Луне и экспедиции на Марс, либо мы этого не хотим.


В последнем случае непонятно, зачем существует гигантская Международная космическая станция, на которой ведется множество интересных исследований, а практического выхода не видно. Проще иметь небольшую орбитальную лабораторию для прикладных исследований.


Статьи по теме:

  1. Рогозин: мы не должны бояться мечтать

    Россия в целом определилась с концептуальной основой изучения и освоения космического пространства. Солнечная система в зоне доступа Наша страна была обречена стать великой космической державой с самого рождения нашей государственности.

  2. Главные события 2013 года в космонавтике

    Уходящий 2013 год для мировой космонавтики запомнился запусками китайского лунохода, индийского марсианского зонда и первого спутника Южной Кореи.

  3. Почему мы не летим на Луну

    По надежности средств выведения в космос Россия оказалась в числе аутсайдеров. События последних трех лет, связанных с авариями нескольких ракет-носителей, нанесли существенный удар по ракетно-космической отрасли.

  4. От Поехали! до Приехали

    Приехали. О неразрывной связи звездного неба над головой и нравственного закона внутри. Чуть больше недели назад, 12 января, российская космическая отрасль получила пощечину.

  5. Орбитальный комплекс неполноценности

    Российское руководство надеется преодолеть системный кризис в отечественной космической отрасли с помощью кадровых перестановок. Премьер-министр Дмитрий Медведев уволил с поста главы агентства Роскосмос Владимира Поповкина.

Социальные закладки:

Адрес заметки: http://www.walkspace.ru/news/post_1318333486.html

11 октября 2011, 23:27
№ 1падают российские ракеты
Вот и на наши ракеты ополчились! А ведь мы столько десятилетий были эталонном в ракетостроении. Столько лет формировался наш авторитет, а утратить можем за несколько месяцев. И если действительно проблема в том, что на таких ответственных участках так мало платят, значит надо что-то менять в этой системе! Иначе уйдем на второй а то и третий план и уже не выйдем никогда!
iva8n
11 октября 2011, 23:54
№ 2По воздуху.
Российские ракеты падают по той же причине, что и российсские самолеты , вертолеты и другие летающие объекты. Халатность, вот единственная причина всех падении России. Нужно выяснять не причину падения российсских летающих объектов, а причину халатного отнашения к ответственным проектам. Однако несмотря на такие погрешности, поклонников у российских ракет достаточно. Наверное по причине доступности, тогда логичнее покупать китайские, у них чего только не за умеренную цену. В любом случае очень, ведь были времена когда отечественное, значит качественное, служило гарантом вечности.
Anfisa
12 октября 2011, 00:07
№ 3А что ожидать
А что ожидать от отрасли на которую долгое время не обращали внимание, сократили финансирование и вообще она стала не интересной. Кто сейчас из детей хочет стать космонавтом? Для многих вообще не понятно чем занимаются космические исследовательские центры. А на вопрос что такое МКС удивленно пожимают плечами. Проблема не только в финансировании, но и в привлечении новых специалистов. Гораздо престижнее заниматься бизнесом, торговать на бирже, чем сидеть в конструкторском бюро на не высокой зарплате. Одной идейности человеку мало чтобы жить.
Константин
12 октября 2011, 04:10
№ 4утопие...
В наше время Россия потеряла свое высокое положение в мире, в том числе и положение "в космосе"! я считаю что все эти аварии, лишь результат долгой эксплуатации космических аппаратов! должно же происходить какое нибудь обновление, как в техническом плане, так и в персонале. все это необходимо, но чтобы это происходило, должна быть мотивация к этому, а "россия" забыла про свой народ, и люди забывают свою страну!
Александр
12 октября 2011, 22:12
№ 5Мы все равно впереди всех
Молодец - Игорь Лисов! Все правильно и грамотно объяснил. Так что нечего тыкать пальцами, что, мол у вас космические ракеты падают. У американцев падают еще больше, а то и вообще взлететь не могут. Наши ученые, занимающиеся космонавтикой, молодцы, им огромное уважение!!!
И ничего мы не потеряли в плане своих позиций в космонавтике, мы, как и раньше, впереди планеты всей!
Ярослав
13 октября 2011, 16:16
№ 6Мда
Ну что тут говорить, потеряла Россия свои огромные традиции ракетостроения. Даже не знаю что сказать, ибо как-то не посебе мне. А что у нас в стране ещё осталось такое, в чём они опережают весь остальной мир? Раньше были ракеты а теперь даже незнаю. Конечно, нам теперь нужно ачать делать больший упор на надёжность, чем делать упор на то, чтобы он просто взлетел. В этом то и кроется наша ошибка.
igoryak
17 октября 2011, 22:42
№ 7Потому что падают.
Российские ракеты как и все другие падают потому что ломаются. Ведь никто не задается вопросом почему разбиваются автомобили. а ведь среди аварий много по вине несовершенства конструкции. Вспомните сколько объявлений об отзыве в продажи машин публикуют авто корпорации. Так и ракетами, что то не заметили на что то махнули рукой потому что надо сдать к сроку и получить бонусы и премию, а результат налицо.
lednevs

Комментарии к этой заметке больше не принимаются.



Рейтинг популярных новостей:

WalkSpace.Ru | Новости