Генеральная прокуратура не верит Роскосмосу

Специалисты отрасли дают понять, что им виднее. Генпрокуратура не согласилась с выводами Роскосмоса о причинах аварии космического корабля Прогресс М-12М, стартовавшего с Байконура 24 августа. На 325-й секунде в двигателе третьей ступени ракеты Союз-У, выводившей Прогресс на орбиту, возникли неполадки.


Корабль в результате на орбиту не вышел - падая на Землю, он взорвался, и горящие фрагменты разлетелись по алтайским горам. 7 сентября межведомственная комиссия под руководством директора Центра им. Келдыша Анатолия Коротеева подготовила отчет об аварии, в котором выявленный производственный дефект двигателя ракеты - засорение шланга - назван случайным. Эта формулировка не устроила Генпрокуратуру, рассказал Известиям выскопоставленный источник в Роскосмосе.


Генпрокуратура проверяла Роскосмос потому, что это была вторая подряд громкая авария в космической отрасли - за шесть дней до этого Россия потеряла при выводе свой самый современный телекоммуникационный спутник Экспресс-АМ4.


Результаты прокурорской проверки появились только в середине октября, говорит собеседник в Роскосмосе - и в них сказано, что выводы межведомственной комиссии сделаны без всестороннего исследования версий произошедшего. Сотрудники Генпрокуратуры опровергают утверждение комиссии, что двигатель ракеты был изготовлен в соответствии с требованиями конструкторской документации.


В Роскосмосе выводы Генпрокуратуры восприняли с удивлением - выходило, что прокурорские работники лучше разбираются в ракетной технике. Глава Роскосмоса Владимир Поповкин через своего пресс-секретаря сообщил Известиям, что на заключение Генпрокуратуры он дал письменный ответ и отправил его Генеральному прокурору Юрию Чайке.


Содержание письма Поповкин предпочел не комментировать. Официальный представитель ГКНПЦ им. Хруничева Александр Бобренев заявил, что ему неизвестно о каких-либо нарушениях конструкторской документации в процессе изготовления раккетного двигателя РД-0110. По словам источника в Роскосмосе, высказанные Генпрокуратурой сомнения в объективности выводов подкрепляются данными, что в состав комиссии входили работники заинтересованных предприятий.


Поэтому в рекомендациях по итогам проверки Генпрокуратура рекомендовала разработать регламент работы межведомственных комиссиий, порядок их комплектования и назначения руководителя. Сегодня они комплектуются произвольно, из состав и задачи формулируются приказами руководства. Руководители предприятий космической отрасли считают претензии прокуратуры во многом надуманными.


Не совсем понятно как в межведомственных комиссиях обходиться без участия так называемых заинтересованных лиц - говорит гендиректор ЦНИИИМАШа Геннадий Райкунов, возглавлявший межведомственную комиссию по расследованию аварии Протона с тремя спутниками Глонасс-М в декабре 2010 года. Непонятно как без изготовителей разобраться в какой-то тонкой детали, в целесообразности того или иного решения.


Полностью независимыми специалистами в ракетной технике такие комиссии комплектовать не удастся. А кого еще в нее включать непонятно, не сталеваров же. В Генпрокуратуре не смогли оперативно прокомментировать рекомендации Роскосмосу.


18 октября официальный сайт Генпрокуратуры сообщил о завершении проверки обстоятельств утраты космических аппаратов.


О том, что выявила проверка, ничего не сообщается, но по е результатам предложено дополнить УК нормами, устанавливающими уголовную ответственность работников коммерческих организаций за действия, способствовавшие наступлению происшествий в сфере космической деятельности. По словам представителя космического агентства, Генпрокуратура также предложила вернуться к рассмотрению вопроса об обязательном страхования космической техники, производимой за счет бюджета. Напомним, что рухнувший в Алтае Прогресс М-12М выполнял миссию в рамках пилотируемой программы.


И несмотря на рекомендации Генпрокуратуры, в Роскосмосе по-прежнему не считают целесообразным страхование запусков в рамках пилотируемой программы. Мы на случай неприятностей делаем резервные корабли, их изготовление предусмотрено в постановлении правительства еще в 2005 году - пояснил Известиям начальник управления пилотируемых программ Роскосмоса Алексей Краснов.


Когда случилась неприятность с Прогрессом М-12М, мы не два с половиной года новый корабль делали на полученную страховку, а взяли его сразу из резерва. И ракета-носитель резервная есть, на Байконуре лежит.


По данным Генпрокуратуры, материальный ущерб от двух августвовских космических происшествий - падения Прогресса М-12М и вывода на нерасчетную орбиту Экспресса-АМ4 - составил более 10 млрд рублей, из которых 8,5 млрд это средства федерального бюджета.


Статьи по теме:

  1. От Поехали! до Приехали

    Приехали. О неразрывной связи звездного неба над головой и нравственного закона внутри. Чуть больше недели назад, 12 января, российская космическая отрасль получила пощечину.

  2. Главные события 2013 года в космонавтике

    Уходящий 2013 год для мировой космонавтики запомнился запусками китайского лунохода, индийского марсианского зонда и первого спутника Южной Кореи.

  3. Попытка 5

    На следующий день, 22 января, было проведено заседание комиссии, посвященной реформированию ракетно-космической отрасли страны. В ее работе принимали участие вице-премьер правительства России Дмитрий Рогозин и теперь уже бывший генеральный директор ОРКК Игорь Комаров, который с 21 января назначен руководителем космического агентства.

  4. Готова ли Россия к освоению глубокого космоса?

    Знаменитый конструктор ракет Глеб Лозино-Лозинский (ныне покойный) любил повторять: «Крыло решило задачу освоения человеком воздушного океана, крыло также поможет расширить изучение и освоение космоса».

  5. Китай имеет шансы обгнать РФ и США в космосе

    Снабжение МКС оказалось под вопросом после того, как 24 августа грузовой космический корабль "Прогресс" с продуктами, водой, медицинским оборудованием, топливом и подарками для экипажа станции так и не достиг орбиты и рухнул в тайгу.

Социальные закладки:

Адрес заметки: http://www.walkspace.ru/news/post_1320036177.html

31 октября 2011, 16:53
№ 1Комиссия нужна.
Безусловно необходимо разбираться в причинах неудачных запусков. Но делать это должны компетентные люди, которые разбираются в ракетостроении. А, что может Генпрокуратура? Они же не специалисты в этой области. Необходимо создать независимую комиссию, которая будет обладать необходимыми знаниями и сможет выявить причину неудачных запусков.
Laki
31 октября 2011, 17:07
№ 2война миров
А в последнее время что не статья – так целая книга о противостоянии одной госструктуры и другой. В данном случае, как видим, это генпрокуратура (которая в силу специфики своей деятельности просто не может не фигурировать в качестве участника подобных событий и происшествий) и роскосмос. Вот такая вот борьба.
SDGirl
31 октября 2011, 18:30
№ 3Генпрокуратура права.
А я считаю, что прокуратура права! Независимой комиссии не было? Нет. Страховку, почему не оформляют? Резервные корабли?! Одна ракета на Байконуре! Здесь ещё надо разбираться и разбираться! Я уверена, что в этом вопросе есть и подводные "камни", о которых знают, и прокуратура, и Роскосмос. О чём мы и не узнаем! По этому прокуратура и не может внятно обосновать свои рекомендации. А отчёт? Случайное засорение шланга - извините, но то совсем несерьёзно и похоже на фарс. Какое случайное засорение, да ещё и в двигателе ракеты? Не птичка же туда попала? Скорее всего, это топливо было не качественное, хотя и это не факт, а только предположение.
Людмила
31 октября 2011, 23:45
№ 4Правильно
И правильно! Я полностью согласен с тем, что после такого крушения нужно с Роскосмоса не слазить а требовать и находить все новые и новые детали. Я не удивлюсь, если ещё окажется так, что двигатель Прогресса был изготовлен не из материалов, написанных в документах а из более дешёвых материалов, а разница в деньгах разошлась по карманам. Поэтому в случае обнаружения таких фактов - никакой снисходительности.
igoryak
01 ноября 2011, 00:21
№ 5Генпрокуратура и Роскосмос ищут третьего
Не то, чтобы я поддерживаю позицию Половкина, но не согласиться с ним нельзя. У Генпрокуратуры назначение такое, найти кого попало, и наказать ни за что, чтобы другим не повадно было. Но кто может проверить технические аспекты деятельности одной из сложнейших отраслей. Шланг засорился. Покажите шланг. Да, сгорел, зараза, вместе с кораблем. Все, шланг в воду, т.е., концы. Не приглашать же Чайке спецов из НАСА. Они бы точно приехали. Даже за свой счет.
Serg
01 ноября 2011, 05:59
№ 6Разбор полетов
Да, закрутилась канитель вокруг падения Прогресса. Руководство Роскосмоса вряд ли предполагало такой поворот событий. Думали как обычно, пошумят и успокоятся, страховочку выплатят и дальше будут сидеть н в уютных кресла. А тут уже придется кому - то ответить. Главное, чтоб не подставили простых рабочих. Весь спрос должен быть с руководства предприятия.
Сергей
01 ноября 2011, 06:22
№ 7А воз и ныне там.
На, что рассчитывает Роскосмос во главе с господином Поповкон, спускать деньги налогоплательщиков в унитаз - хватит. Потратили отчитайтесь куда вы их направили и как рационально использовали. Ведь денег выделили столько, сколько запрашивали и все равно не взлетели. Если оставить это безнаказанно, то наши ракеты так и будут падать. Я думаю, что господин Поповкон должен взять всю вину на себя и оставить пост главы Роскосмоса.
гробовщик
01 ноября 2011, 07:44
№ 8Не в свои сани...
Генпрокуратура у нас всегда и во всех вопросах разбирается лучше всех. Если они такие умные пусть попробуют запустить хоть один космический корабль своим ведомством. Несомненно в причинах аварии лучше специалистов Роскосмоса никто не разберется. Другое дело, что разобравшись необходимо сделать соответствующие выводы. Потому что такая причина как засорение шлангов, не может быть случайной - это сбой в технологической цепочке подготовки корабля к запуску.
Alexandr
03 ноября 2011, 05:20
№ 9должны разбираться компетентные люди.
Я тоже думаю, что должна разбираться независимая комиссия, которая состоит из работников данной отрасли. Иначе как вообще возможно разобраться? У нас, что в генпрокуротуре есть знатоки кораблестроения? Они же просто в не компетентны в этих вопросах. другое дело взять пол личный контроль работу данной комиссии. Это возможно. Конечно необходимо разбираться почему это произошло. Но должны это делать знающие и разбирающиеся во всем ютом люди.
Алиса
14 ноября 2011, 18:03
№ 10Это железо.
Разбирайтесь не разбирайтесь, а от человеческого фактора никогда на застрахуешься. Корабли падали и раньше, и не только в России, вспомните Челленджер в США. Это железо оно будет ломаться. А сделать, что бы не частили это задача, и не прокуратуры, а специалистов Роскосмоса. Они бы и без Фемиды обошлись как на мой взгляд. Ведь все равно прокуратура в вопросе не пройдет мимо них, американцев же не будут приглашать, а кто своих будет сдавать, конечно же скажут, что случайно засорилась трубка.
lednevs

Комментарии к этой заметке больше не принимаются.



Рейтинг популярных новостей:

WalkSpace.Ru | Новости