Эксперт назвал причины космических аварий

В советское время все этапы создания космической техники сопровождались на производстве военпредовским контролем. И это было очень серьезно, - замечает Владимир Уваров. Почему? Вывести из строя космическую технику исключительно просто. Чем более высокотехнологичное изделие, тем оно более "тонкое".


Да, существуют, двойные, тройные системы резервирования. Но есть "точки", которые не троируются. Можно поставить, скажем, три диода или три транзистора. Но вы не поставите три камеры сгорания, три турбонасосных агрегата, три клапана.. Цепи включения могут дублироваться, но клапан-то один".


Кстати, четвертую составляющую сегодня вообще перестали рассматривать", - говорит эксперт "РГ". На вопрос корреспондента "РГ", почему специалистам до сих пор не удается передать на борт аппарата "Фобос-Грунт" программные команды, чтобы "перезапустить" его, генерал-майор запаса прокомментировал так: "Команды проходят по "цепям" от программирующего устройства до программника на борту. А эти цепи идут через десятки контактов.


Могут быть десятки причин, по которым команда не прошла или была искажена". По мнению эксперта, самое главное сегодня - понять, почему не включились маршевые двигатели станции "Фобос-Грунт". В первую очередь, озвучиваются версии, которые легко исправить, - замечает Владимир Уваров.


Ну, программу изменили, и системы ориентации плавненько одна в другую перешли. Здесь, судя по всему, дело обстоит серьезнее". Эксперт привел в пример давнюю аварию ракеты "Протон", на запуске которой он присутствовал на Байконуре.


В ходе расследования тогда выяснилось, что токарь на заводе, вытачивая один небольшой цилиндр, который играет роль поршня в системе топливной магистрали при давлении 150 атмосфер, случайно снял "фасочку", - рассказывает Уваров. Под нее попала частица в 200 микрон. Представляете? И вот этот поршень она и застопорила.


Двигатель не стал работать, и ракета грохнулась". Были и другие случаи в истории отечественной космонавтики. Например, при наземных испытаниях аппарата стали выявляться похожие дефекты деталей. Стали разбираться. Пошли по технологической цепочке, и обнаружилась странная закономерность: все детали изготавливались одним и тем же токарем, и в определенные дни.


А именно - после зарплаты. Оказалось, токарь прилично пил, - рассказывает Уваров. И вы уже догадались, что дни, когда он вытачивал детали, были именно после получения им заработной платы. Вот даже такие всплывали вещи". Совершенно очевидно, что нужно вернуть на космические предприятия систему контроля.


Пусть не военпредовскую, но подчиненную Роскосмосу, которая будет контролировать все заводские ОТК", - резюмирует эксперт.


Статьи по теме:

  1. Готова ли Россия к освоению глубокого космоса?

    Знаменитый конструктор ракет Глеб Лозино-Лозинский (ныне покойный) любил повторять: «Крыло решило задачу освоения человеком воздушного океана, крыло также поможет расширить изучение и освоение космоса».

  2. Главные события 2013 года в космонавтике

    Уходящий 2013 год для мировой космонавтики запомнился запусками китайского лунохода, индийского марсианского зонда и первого спутника Южной Кореи.

  3. Будущее миссии Rosetta и исследования комет

    Где-то далеко, в ледяной тьме космоса, в 320 миллионах миль от Земли, спит космический аппарат Philae, имеющий всемирно-историческое значение.

  4. От Поехали! до Приехали

    Приехали. О неразрывной связи звездного неба над головой и нравственного закона внутри. Чуть больше недели назад, 12 января, российская космическая отрасль получила пощечину.

  5. Рогозин: мы не должны бояться мечтать

    Россия в целом определилась с концептуальной основой изучения и освоения космического пространства. Солнечная система в зоне доступа Наша страна была обречена стать великой космической державой с самого рождения нашей государственности.

Социальные закладки:

Адрес заметки: http://www.walkspace.ru/news/post_1321347379.html

15 ноября 2011, 20:33
№ 1всё серьёзно
Действительно мелочей практически в любом деле не бывает,не говоря уже про космонавтику.Если уж из-за одной снятой фасочки может рухнуть ракета,то что уж говорить про другие возможные недочёты при конструировании,которые к сожалению встречаются и очень сложно избежать их.Советский контроль ввести бы сейчас,глядишь может и аппараты нормально бы взлетали и на тайгу ничего бы не падало.
Artemio
15 ноября 2011, 22:08
№ 2Нашли виновного
Ну наконец-то нашли виновного в падении наших ракет, прямо на душе стало легче. Виноват оказывается выпивающий на работе токарь. А где мастер стоящий над этим токарем, а где начальник цеха, а где вышестоящие по цепочке начальники, а технологи куда смотрели. Или они все пьяные на работу ходят. Тогда надо забрать с МКС наших космонавтов, закрыть цеха и идти торговать китайскими шмотками. Когда генерал-майор объясняет нам, что нельзя перепрограммировать компьютер потому, что там много контактов хочется просто сесть и заплакать.
Alexandr
15 ноября 2011, 22:57
№ 3Звучит как оправдание
Перечисленные причины ни в коем случае не должны снимать ответственность руководителей космической отрасли за просчеты в работе и неудачные запуски летательных аппаратов. Проблемы существуют у всех, особенно финансовые. но, тем не менее существует масса примеров успешной работы ведомств и конструкторских бюро. Поэтому в причинах последних неудач необходимо искать другие причины, а не приведенные в статье.
Сергей
15 ноября 2011, 23:20
№ 4да вот так
Да, удивительно, что из-за таких мелочей может произойти сбой и даже взрыв ракеты. Частица в 200 микрон? Это же каким чувствительным должно быть оборудование, чтобы произошел из-за нее взрыв. Да в советское время умели делать оборудование. Да и большое внимание уделяли исследованием прежде чем отправить корабль в космос. Просто для качественного изготовления оборудования необходим жесткий контроль. Вплоть до того что если оборудование потерпит крах, то работник по чей вине это произошло, должен понести уголовное наказание.
lazanalex
17 ноября 2011, 10:04
№ 5Виноват стрелочник
Да не свисти ты, генерал-майор запаса Уваров! А то денег не будет. Какого хрена запасник делал на Байконуре? У России хватает и не запасных генералов, желающих поприсутствовать, побдеть. Эта байка про токаря, сильно выпивающего после зарплаты, про фасочку и 200 микрон можно воспринимать как анекдот. Но скорее всего это очередные поиски стрелочника. Наказать показательно самых мелких исполнителей, отведя удар от головки... т.е. от руководства Роскосмоса. Если вы, госп. Уваров, помните военпредов на заводах, то должны помнить и анекдот времен горбачевской антиалкогольной компании. Это когда рабочего спрашивают, сможет ли он после поллитры работать. Профессионализм не пропьешь. И на токарном станке фасочки в 200 микрон вытачивать, это вам не языком молоть.
spoilerman
06 декабря 2011, 05:28
№ 6Оправдания
Как же жалко читать здесь эти оправдания. Такое ощущение, что этот эксперт повторяет все слово в слово за Роскосмосом. Ну а чего здесь стоило ожидать? Спустили в пустоту кучу денег а теперь оправдываюстя перед народом, мол, у всех бывает. Ничего не бывает, господа эксперты! Лично я считаю, что уважаемый Роскосмос пускай или делает нормально, или же прекращает свое существование, чтобы не есть наши деньги.
igoryak

Комментарии к этой заметке больше не принимаются.



Рейтинг популярных новостей:

WalkSpace.Ru | Новости